Скорость движения кабины лифта зависит от многих факторов, значительное различие в скорости имеют пассажирские и грузовые подъёмники.
Показатели скорости первых моделей и современных
Когда, в середине ХIХ века, были пущены первые лифты для пассажиров, работавшие на паровой тяге, их скорость не превышала 20 см в секунду. Вслед за ними появились кабины, движимые гидравлической системой, затем электролифты, со вполне приличной скоростью в 22 м за 11 секунд. Вместе с развитием многоэтажного строительства совершенствовались и технологии создания скоростных моделей подъёмников. В наше время рекордсменами в России являются подъёмники Москва-Сити и в телебашне Останкино, где скорость пассажирского лифта достигает 8 и 7 м/с соответственно. Абсолютный рекорд демонстрирует действующая в Китае скоростная машина со скоростью 21 м/с.
Темпы движения кабин
Чем быстрее движется подъёмник, тем дороже он стоит. Важными показателями работы таких машин служат не только их быстрота, но и маневренность, точность остановки в заданной точке, возможность быстрого торможения.
Современный лифт обеспечивает возможность быстрого подъёма и спуска пассажиров и грузов с этажа на этаж в полной безопасности. Подъёмные устройства разных типов оказывают одинаковое воздействие и реализуют схожие цели: комфортно обеспечить транспортировку. Каждая кабина оснащена системой безопасности, у пассажиров есть возможность связи с ремонтниками, которые в короткий срок могут устранить неполадки в работе подвижной системы.
Устройства транспортировки пассажиров
На основании всех требований разработаны стандарты, согласно которым выделяют:
- высокоскоростные со скоростью, превышающей 4 м/с;
- скоростные лифты с диапазоном скорости 2 – 4 метра ежесекундно;
- быстроходные, в которых можно переместиться за секунду на 1 – 2 метра;
- кабины с тихим ходом около 1 м в секунду.
В техпаспорте к каждой конструкции указывается номинальный параметр, от которого рабочая, фактическая скорость движения лифта не должна отличаться более, чем на 15%. Это расхождение может возникнуть в результате суммарного воздействия таких факторов, как уровень полезной нагрузки, сопротивление подвижных элементов и некоторых других. При работе с механизмами используется понятие предельной скорости – это показатели, при которых срабатывают ловители, аварийные лифтовые элементы.
В высотных, крупных офисных зданиях, там, где этажность достигает сотни, быстродействие лифта превышает 4м/с.
При проверке состояния шахты используют медленную скорость движения, ревизионную, около 0,4 м/с.
Перед подачей на конкретный этаж скорость движения кабины уменьшается по сравнению с рабочей скоростью, это необходимо для того, чтобы исключить толчок при резком торможении кабины, для обеспечения комфорта пассажиров и сохранности грузов. Современные высокочастотные электронные регуляторы, которыми оснащены все кабины, имеют возможность плавного переключения хода кабины с рабочей скорости на остановочную. Грузоподъемность — предельная допустимая по паспорту масса перевозимого в лифте груза. Эта величина указывается без учета собственной массы самой кабины и ее дополнительного оборудования. Грузоподъемность стандартных пассажирских моделей обычно составляет 400 кг. Для комплектации новых жилых комплексов широко используются пассажирские модели лифтов увеличенной грузоподъемности. Так, популярны модели, которые могут работать с загруженностью до 630 кг. Грузопассажирские лифты обычно адаптированы на нагрузку до 1 тонны, а грузовые — до 5 тонн.
Грузовые лифты
Скорость стандартных грузовых лифтов не превышает 2,5 м/с, что обусловлено особенностями их функционирования, формой кабины, режимом эксплуатации. Смещение кабины в стороны, также, как и её раскачивание, исключается, благодаря наличию вертикальных направляющих – прочных стальных профилей.
Грузовые и грузопассажирские лифты оснащаются более мощными двигателями и не менее, чем двумя шкивами, в зависимости от грузоподъёмности кабины.
В конструкции чаще всего используют электрический привод и компактный электромотор, которые располагают в верхней части лифтовой шахты, на силовой раме. Такая конструкция требует меньшей площади помещения, является наименее дорогостоящей.
Оснащение и режимы работы во многоэтажных домах
В жилых домах высотой до 15 этажей скорость подъёма пассажиров не превышает 1,6 м/с, но в более высоких многоэтажных строениях достигает 3,5 м/с, в небоскрёбах же скорость может достигать 7 м/с. То, с какой скоростью движется лифт, влияет не только на состояние его рабочих частей, на самочувствие его пассажиров, но и на его возможности к торможению. Количество остановок лифта определяет число этажей в здании, часто при наличии подземных действующих зон, в лифте могут быть указания на наличие минус первого, минус второго этажа, например, при наличии подземного паркинга.
Выбор конструкции производится на этапе проектирования постройки, все вопросы по специфике работы подъёмника согласуются с производителями. На основании представленной разрешительной документации осуществляется выбор подходящего вида лифта.
Производители транспортировочных подъёмников в нашей стране и за рубежом указывают, какая скорость лифта допустима для каких строений. Например, лидирующий на рынке лифтового оборудования завод Otis выпускает конструкции с быстродействием до 14 м/с, Sigma – до 7 м/с, стандартные российские, в соответствии с нуждами оснащения домов средней этажности, до 17 этажей – до 2,5 м/с. Выбрать режим работы кабины может специалист, проводящий обслуживание конструкции, также регулировке подвергается режим подач кабин на этаж, эксплуатация открывания дверей кабины. Чтобы исключить зажим человек дверями, предусматривается автоматический контроль их открывания-закрывания при помощи инфракрасных датчиков. Если в проеме находится человек, они блокируют закрывание дверей. Кроме этого, специальные устройства не позволяют дверям открыться, если лифтовая кабина не подана на этаж.
Скорость движения кабины лифта
Скорость движения кабины пассажирских лифтов от 0,5—4 м/с (обычный лифт), до 18 м/с (скоростной лифт). Грузовые лифты перемещают до 10 т груза со скоростью до 1,5 м/с.