Техническое освидетельствование лифтов предназначается для диагностики их состояния и контроля безопасности при эксплуатации. При первоначальной установке проводится полное освидетельствование конструкции и механизмов, сверяются данные паспорта, осуществляются замеры и испытания. Во время работы состояние лифтов нуждается в постоянном контроле и проверке.
Причины проведения освидетельствования
Периодичность освидетельствования лифтов в России составляет не менее одного раза в двенадцать месяцев. Исследование призвано убедиться в пригодности объекта к использованию. Проводится проверка на исправность и соответствие всем требованиям безопасности.
В случае замены или капитального ремонта проводится осмотре вне зависимости от того, какие сроки освидетельствования лифтов по графику. Необходимость проведения осмотра возникает после замены:
- устройств безопасности;
- редуктора, тормозов, тяговых канатов;
- электрической схемы;
- устройства управления.
В работу входит полная проверка соответствия паспортным данным, внешний визуальный контроль, технические испытания, измеряются показания датчиков.
Оценка состояния лифта
Периодичность освидетельствования лифтов позволяет планировать регулярные профилактические и ремонтные работы, а также следить за изменениями в состоянии оборудования на протяжении всего срока эксплуатации. Сверка показаний опирается на данные технического паспорта и монтажных чертежей. Рабочее устройство можно допускать к работе только при соблюдении всех Правил эксплуатации.
Плановая проверка включает в себя внешнее визуальное обследование и измерительный контроль. Контроль качества испытывается на всех скоростных режимах, которые включает принципиальная электрическая схема.
Особое внимание уделяют механизмам:
- дверей шахты;
- лебедки;
- кабины;
- дверного привода;
- устройств безопасности;
- связи с диспетчером;
- сигнализации.
Во время обследования также регулируется точность остановки вызова на нужных этажах, расположение уровня пола кабины при остановке.
Испытания лифта на пригодность к работе
Достоверность измеряемых показаний достигается благодаря включению в осмотр различных испытаний и тестов. Испытанию подвергаются системы, на которые приходится наибольшая нагрузка и от которых зависит безопасность работы. К ним относятся:
- ловители;
- ограничитель скорости;
- буфера;
- электропривод;
- система тормозов;
- канатоведущий шкив;
- изолированные электрические сети;
- металлоконструкции.
Электрические элементы конструкции исследуют на заземление и защитную изоляцию, проверяют уровень защиты в сетях с глухозаземленной нейтралью.
Периодичность освидетельствования лифтов и подъемных платформ для инвалидов в РФ подтверждает важность регулярных осмотров. Во время испытаний тестирование системы осуществляется в безопасных условиях, наличие пассажиров в кабине не допускается.
Испытание скоростного ограничителя
Проводится испытание скорости лифта. Исследуется своевременность механизма срабатывания во время повышения скорости в ограниченных пределах, которые регламентированы в Правилах.
Испытание ловителей
Проводится проверка срабатывания, остановки и удержания ловителей, а также противовеса, который уравновешивает конструкцию кабины. Ловители, взаимодействующие со скоростными ограничителями, и устройства предохранения от обрыва тестируются отдельно.
Техническое освидетельствование во время испытания ловителей предполагает использование груза в кабине. Его вес должен выходить за показатели максимальной грузоподъемности на 25%. Для ловителей мгновенного действия с амортизацией вес должен соответствовать номинальной грузоподъемности.
Скорость лифта во время испытаний соответствует рабочей. Вне зависимости от того, какая периодичность освидетельствования лифтов, скорость может превышать показатель в 1 м/с в случае обследования конструкции, обладающей номинальной скоростью свыше 1 м/с.
Испытание буферов
Обследование проводится с грузом, соответствующим максимальной грузоподъемности лифта. Кабина двигается на стандартной рабочей скорости.
Энергонакопительные буферы с амортизацией и обратным ходом кабины не нуждаются в дополнительных технических измерениях. Визуального осмотра достаточно для проведения проверки. Энергорассеивающие буферы обследуются с пустой грузовой кабиной и при максимальной скорости до 0,71 м/с.
Испытание тормозов
Во время освидетельствования отключаются системы питания электродвигателя. Движение кабины происходит на рабочей скорости, масса груза на 25% превышает допустимый номинальный вес. Для прохождения проверки тормоз должен остановить кабину, скорость замедления не должна быть выше 9,81 м/с2.
Испытание барабана трения
Сцепление барабана трения с канатоведущим шкивом осуществляется с грузом внутри кабины массой 25% сверх нормы. Кабина спускается вниз шахты лифта. При приближении к нижнему этажу кабина должна полностью остановиться, не задев буфера.
Результаты технического освидетельствования лифта
Основными методами обследования лифта остаются:
- визуальный осмотр;
- контрольно-измерительные замеры;
- тестирование на всех режимах работы;
- осмотр металлоконструкций.
После проведения всех испытательных работ и анализа эксплуатационных условий формируется итоговое заключение. В нем определяют оставшийся ресурс годности объекта, гарантии эксплуатационной пригодности и безопасности использования. Все эти мероприятия существенно повышают срок службы лифта и повышают безопасность пользователей.
Результаты диагностического освидетельствования в зависимости от типа проверки заносят в документацию:
- Акт о полном техническом освидетельствовании;
- Акт о периодическом освидетельствовании.
Конструкции, не удовлетворяющие требованиям, не допускаются к работе. Информация об этом заносится в экспертизу безопасности. Продолжение их использования зависит от возможности устранить неполадки. В противном случае лифт не допускается к работе и нуждается в полной или частичной замене.
Производство лифтов и лифтового оборудования в России – Завод ЛюксЛифт